Подводная кругосветка советских атомоходов

12 февраля 1966 года — стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. Это был первый в истории отечественного подплава поход через Атлантику и Тихий океан на Камчатку. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Работы по созданию атомной подводной лодки начались у нас по решению И.В. Сталина в 1952 году. Это был уже несколько запоздалый ответ на аналогичный проект США, который стартовал еще в 1945 году. В связи с этим программа создания отечественной АПЛ была возведена в ранг национальной задачи, о ходе реализации которой руководитель работ почти еженедельно отчитывался в ЦК КПСС и правительстве. Такие жесткие требования были вполне обоснованными. В сентябре 1955 года — через девять лет после начала работ — АПЛ «Наутилус» вошла в состав ВМС США. Мы проделали этот путь за 5 лет, но какою ценой!

В результате ряда конструктивных недостатков, прежде всего в энергетических установках наших первых АПЛ, произошла целая череда аварий и катастроф. Не обошлось и без гибели кораблей. В этих условиях подводники самоотверженно боролись за локализацию и устранение аварийных ситуаций, ценой своего здоровья, а зачастую и жизни предотвращали возникновение ядерной катастрофы. Таким тяжелым путем достигалась надежность кораблей. За этот поистине героический труд многие подводники были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями.

Выбор маршрута и кораблей

Решение об этом походе принималось на самом высоком государственном уровне. Разработали три варианта маршрута. Первый — вокруг Южной Америки. Второй — вокруг Африки, водами Индийского океана севернее Австралии и далее в Тихий океан. Третий — тоже вокруг Африки, но южнее Австралии. Все эти маршруты были хорошо изучены нашими мореплавателями парусного флота, но для подводников каждый из них таил много неизвестного и опасного. Главком утвердил первый маршрут. Он проходил через все климатические пояса, пронизывал три океана, захватывая воды Арктики и Антарктики.

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 вошла в состав Северного флота в конце 1965 года. Она предназначалась для уничтожения кораблей и судов противника ракетами П-6, а также для ударов по крупным береговым объектам стратегическими крылатыми ракетами П-5М. Эти корабли активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах для несения боевой службы в Атлантике, Средиземном море и в Индийском океане. В 1960—1968 годах было построено 29 подводных лодок этого проекта.

Читайте также  Самый успешный год за всю историю Princess

Вторая лодка К-133 проекта 627А имела торпедное вооружение. Она была на 3 года старше. Корабли этого проекта были первенцами нашего атомного подводного кораблестроения. С 1957 по 1963 годы было построено 13 лодок этого проекта, одна из них погибла в море. Остальные в течение почти 30 лет входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Они несли боевую службу в Арктике, в том числе всплывали близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы и были выведены из состава флота в начале 1990-х годов.

Подготовка экипажей ПЛ

А.И. Сорокин

Возглавил отряд контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин, участник Великой Отечественной войны. На атомных подводных лодках он служил с самого начала их создания. Командиром К-116 был опытный подводник капитан 2 ранга В.Т. Виноградов. Экипаж этой лодки комплектовался на Тихоокеанском флоте, потому большинство офицеров и моряков-сверхсрочников с особой радостью встретили сообщение о конечном пункте маршрута. Подводной лодкой К-133 командовал капитан 2 ранга Л.Н. Столяров, который с 1953 года постоянно служил на подводных лодках.

Готовились к походу в полной секретности. В исключительно короткий срок, всего за полтора месяца, была проделана колоссальная работа, включавшая строжайшее медицинское освидетельствование каждого члена экипажа, детальную проверку состояния вооружения, всех технических средств и оборудования, а также сдачу задач боевой подготовки. Все ощущали огромную ответственность, поскольку понимали, что шло освоение нового оружия, ареной применения которого стал уже весь Мировой океан.

Трудности ожидаемые и неожиданные

Наконец, морозной полярной ночью при сильном ледяном ветре корабли покинули базу и погрузились в глубины Баренцева моря. В то время напряженность в отношениях между СССР и США достигла весьма опасной черты. Поэтому в этом походе подводные лодки имели полный боезапас, в том числе и ядерный. Оба корабля поддерживали высокую степень готовности к любым действиям, в том числе и к применению оружия. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности перехода, поскольку советским подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.

Атомная подводная лодка пр. 675 с крылатами ракетами

После погружения постепенно подводная жизнь стала обретать привычный ритм: вахта, работы, отдых и снова вахта. Примерно через две недели у людей стали появляться признаки усталости, раздражительности или апатии. В связи с этим командир отряда распорядился увеличить время отдыха. Очень необходимую разрядку и массу положительных эмоций давали корабельные праздники, отмечавшиеся в связи с пересечением экватора или в дни рождения членов экипажа. Регулярно поступали и новости о жизни в нашей стране.

Читайте также  Парусный спорт и яхтинг в Китае

Необходимость поддержания высокой бдительности вскоре подтвердилась на практике. В пустынных южных широтах, когда уже несколько дней акустики не слышали шумов надводных судов, совершенно неожиданно прозвучал доклад об акустическом контакте с подводной целью. По всей видимости, это была американская подводная лодка, которая возвращалась в свою базу после боевого дежурства. Тут же сыграли боевую тревогу. Однако иностранная ПЛ резко изменила курс и ушла из поля акустической видимости.

Наряду с боевой службой экипаж проводил большой комплекс научно-исследовательских работ. Они были связаны с изучением особенностей функционирования техники в различных климатических условиях и при различных нагрузках. Регулярные наблюдения велись за рельефом дна, акустическими свойствами среды, изучались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах.

Пролив Дрейка

Большое внимание уделялось безопасности плавания. Лодки периодически подвсплывали в перископное положение и определяли координаты своего места. На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Их основания уходили в глубину до 1000 метров. Обходить их надо было в подводном положении, а гидролокаторы работали ненадежно из-за сильного акустического фона, создаваемого торошением льда.

Этот опасный участок пути протяженностью 1300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 м бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 м. А здесь огромные штормовые волны в полной мере испытали на прочность и наши корабли, и их экипажи.

Атомная подводная лодка пр. 627А во льдах Арктики

Зато Тихий океан встретил советских подводников весьма благосклонно. Корабли, взяв курс на северо-запад, вновь пересекли все климатические зоны и подошли к своей новой базе на Камчатке. Здесь их встретили эсминцы Тихоокеанского флота. Наконец-то подводные лодки впервые за весь переход всплыли на поверхность. На следующий день, 26 марта в 4 часа 26 минут по московскому времени, оба атомохода отшвартовались у причала. За 52 суток было пройдено немногим более 20 тысяч миль, из них более 19,5 тысячи миль под водой.

Читайте также  Самая большая суперяхта Heesen

Значение похода

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Беспримерное мужество и профессионализм советских подводников получили достойную оценку командования. Впервые после Великой Отечественной войны подводным лодкам присвоили гвардейские звания. К-116 приняла флаг североморской подводной лодки К-22, а К-133 — балтийской лодки Щ-303. Всех членов экипажей подводных лодок наградили орденами и медалями, а шесть человек командного состава отряда получили высокое звание Героя Советского Союза. Подобным маршрутом перебазировались на Тихоокеанский флот атомные подводные лодки и в последующие годы.

После этой кругосветки обе подводные лодки были переданы в состав Тихоокеанского флота. К-116 совершила шесть длительных походов на боевую службу. В 1979 году на ней произошла тяжелая авария левого атомного реактора, после чего лодка была выведена в резерв, а в 1985 году исключена из боевого состава флота. К-133 совершила четыре длительных похода на боевую службу, прошла модернизацию и несколько плановых ремонтов, в 1989 году ее вывели из боевого состава ВМФ.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Усенко Н.В. Подводная кругосветка. «Независимое военное обозрение» 17-23.03.2006 г.
  • Сорокин А.И. Мы с атомных. Москва. 1972 г.
  • Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник. Москва. 2001 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Фомишенко Р. Тот памятный поход. http://submarine.id.ru

Трудности и опасности дальних походов и боевой службы подводников почти не знакомы и не понятны многим нашим людям. А что Вы, уважаемый читатель, думаете об этой профессии и о людях, которые посвятили ей свои жизни?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!