Адмирал Галлер

17 (29) ноября 1883 года — родился Л.М. Галлер. Октябрьскую революцию он встретил капитаном 2 ранга и твердо решил тогда остаться на флоте. Лев Михайлович очень много сделал для создания и укрепления военно-морских сил страны. Поэтому его особенно оскорбляло ставшее обычным в 30-е годы недоверие к выходцам из офицерской среды, тревожили широко развернувшиеся репрессии, которые позднее сломали и его жизнь. Но это не помешало ему стать одним из самых авторитетных, уважаемых и любимых адмиралов советского флота.

Интересно, что Лев Михайлович последовательно выступал за создание сильного сбалансированного военно-морского флота, в состав которого должны входить крупные корабли, включая авианосцы, лёгкие силы, подводные лодки и катера, а также морская авиация и части морской пехоты. Создавать такой флот он предлагал постепенно, с учетом экономических возможностей страны. От этой концепции он не отказался и тогда, когда один за другим исчезали в подвалах НКВД его единомышленники, друзья и сослуживцы.

Начиная с 1933 года, Галлер участвовал в обсуждении, а позднее и в разработке программ кораблестроения. Его взгляды на строительство сбалансированного флота поддерживали наши выдающиеся адмиралы, но у руководства страны, как правило, были свои взгляды, поэтому дискуссия о том, какой флот нужен нашей стране, какие корабли строить, и в каком количестве продолжается до сих пор. А Галлер за свою принципиальность оказался в тюрьме.

Боевая молодость

Любимец флота — так назвал свой очерк о Льве Михайловиче адмирал Ю.А. Пантелеев. Это очень точная и емкая характеристика, без малейшего преувеличения и натяжки. Прослужив более 40 лет на руководящих постах в советском Военно-Морском флоте, Галлер всегда огромное внимание уделял работе с людьми, подготовке и воспитанию командных кадров. Его отличали порядочность, доброжелательность и уважительное отношение к сослуживцам, а главное — преданность делу и увлеченность работой. Он был хорошо известен, любим и уважаем моряками на всех флотах нашей страны.

В феврале 1905 года, после окончания Морского кадетского корпуса, Галлер получил назначение на один из крейсеров Балтийского флота. Служба началась в период революционных потрясений и падения престижа флота, а затем подошла и Первая мировая. Боевое крещение Лев Михайлович получил в августе 1915 года на линкоре «Слава», при отражении попытки германского флота прорваться в Рижский залив. В 1917 году было Моонзундское сражение и последний бой «Славы», в которых он, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора.

Читайте также  В яхт-клубе Санкт-Петербурга стартовали гонки первого в истории Чемпионата России в классе 29-й

В январе 1918 года Л.М. Галлер подписал контракт, в котором обещал верно служить в военном флоте Республики. Его первым серьезным испытанием стал знаменитый Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. После этого он был назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Под его командованием линкор принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в отражении наступления армии генерала Юденича. В январе 1921 года он возглавил штаб флота Балтийского моря.

Штормовой Бискайский залив

Ярким свидетельством признания высокого авторитета и большого практического опыта Л.М. Галлера стало его назначение в 1929 году командиром отряда кораблей, который должен был перейти с Балтики вокруг Европы в Черное море. Это была демонстрация силы поднимающегося из руин молодого советского флота. Отряд в составе линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» 22 ноября 1929 года покинул Кронштадтский рейд. В Бискайском заливе его встретил редкий по силе шторм. Тяжелейшая, изматывающая качка валила людей с ног.

Была реальная опасность опрокидывания кораблей. В эти трудные часы Галлер не сходил с мостика. От мощных ударов волн в бортах появлялись опасные трещины. Для укрепления обшивки судов отряду дважды пришлось заходить во французский порт Брест. Благодаря умению и инициативе наших моряков, все повреждения были быстро устранены. Отряд продолжил плавание, и в середине января 1930 года прибыл в Севастополь. За этот поход Галлер был награжден золотыми часами.

С лета 1932 и до конца 1936 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер возглавлял Балтийский флот. Из года в год нарастала мощь КБФ: его состав пополнялся кораблями и самолетами новых типов, усиливалась береговая оборона, осваивалась новая военная техника. Одновременно с этим росло и набиралось опыта новое поколение флотских командиров. Лев Михайлович обладал особым умением находить способных людей. Он учил их, продвигал по службе, давал возможность проявить себя на самостоятельной работе.

Предвоенный период

В этот период Лев Михайлович подготовил проект реорганизации органов управления Морскими силами. Особое значение он придавал Штабу Морских Сил, подробно разработав его структуру и содержание работы. В декабре 1937 года был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР, а затем и Главный Морской Штаб (ГМШ), во главе которого стал Л.М. Галлер. Это позволило улучшить организацию боевой подготовки флота, более качественно разрабатывать планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны.

Читайте также  Открытый чемпионат России в классе яхт SB20

Однако морально-психологическое состояние командных кадров ухудшалось из-за чисток, необоснованных увольнений и арестов наиболее инициативных и подготовленных офицеров. Галлер делал все возможное, чтобы защитить кадры балтийцев, но после его перевода в Москву волна арестов захлестнула КБФ, а затем и всю страну. Только в период 1937-1939 годов, когда Лев Михайлович возглавлял Главный морской штаб, были арестованы четыре наркома ВМФ. В таких условиях держаться достойно — было формой мужества, формой борьбы со злом и требовало немалого самообладания.

А флот продолжал боевую подготовку, которая строилась уже по новому Боевому Уставу Морских Сил (БУМС-37). Большой вклад в его разработку внес Галлер. Особенно теплые отношения сложились у него в этот период с Н.Г. Кузнецовым. Много трудных лет они вместе работали в высших органах управления флотом, вместе разработали и внедрили в жизнь систему оперативных готовностей. Благодаря этому в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Лев Михайлович навсегда остался в душе и в памяти выдающегося главкома нашего флота.

Огромное напряжение военных лет

В 1940 году Л.М. Галлер стал адмиралом, а в октябре его назначили заместителем Наркома по кораблестроению и вооружению. В годы войны Лев Михайлович занимался самыми острыми проблемами флота. Это борьба с неконтактными минами, судоремонт и перевод кораблей с Тихого океана на Северный флот. В 1943 году под его руководством началась приемка кораблей от США и Англии, а также подготовка там наших экипажей. Затем надо было восстанавливать военно-морские базы и судоремонтные заводы, приступать к ликвидации минной опасности на всех наших морях.

На завершающем этапе войны Галлер неоднократно обсуждал с Кузнецовым будущее отечественного флота. Разработанный под их руководством проект послевоенной программы кораблестроения в августе 1945 года был представлен правительству. Он предусматривал строительство авианосцев как основной силы надводного флота и разработку новых проектов всех классов кораблей с учетом особенностей современной войны на море. Однако министерство судостроения выдвинуло облегченный вариант программы и обвинило командование ВМФ в непонимании послевоенных трудностей.

«Суд без чести»

Сталин был недоволен Кузнецовым и некоторыми другими адмиралами, посмевшими отстаивать свое мнение по целому ряду самых актуальных вопросов послевоенной деятельности флота. В конце 1946 года Кузнецов и Галлер были сняты со своих должностей и получили новые назначения в Ленинград. А между тем в стране уже разворачивалась новая волна репрессий. Одним из наиболее громких ее эпизодов стало «Адмиральское» дело, организованное по указанию Сталина.

Читайте также  Россияне впервые в истории завоевали 2 медали на первенстве мира по парусному спорту!

В декабре 1947 года адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмиралы Л.М. Галлер и В.А. Алафузов, вице-адмирал Г.А. Степанов были обвинены в том, что во время войны передали Англии и США военную информацию, чем нанесли ущерб обороноспособности Родины. Сначала состоялся показательный «суд чести», который на флоте метко окрестили «судом без чести», а затем дело было передано в Военную коллегию Верховного суда СССР. Нелегко было подсудимым отстаивать свою честь, перед судом бесчестным.

На заседаниях подсудимые держались с достоинством, старались своими показаниями помочь друг другу. Лев Михайлович решил взять вину на себя, заявив, что допустил политическую ошибку. С 30-х годов было известно, что признание политической ошибки означает верную смерть. Галлер такое признание сделал. Суд не понял и не принял во внимание этот героический поступок обвиняемого. В результате Л.М. Галлер был приговорен к тюремному заключению сроком на 4 года. Ему не суждено было дождаться освобождения, он умер в Казанской тюрьме 12 июля 1950 года.

Память

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. Л.М. Галлер был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала, посмертно. Место его захоронения не найдено, но в 1999 году на Арском кладбище Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу. Так прошла жизнь замечательного человека, флотоводца, русского интеллигента, чье имя навсегда вошло в боевую летопись российского флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кузнецов Н. Г. Жизнь, отданная флоту. Флагманы. Москва. 1991 г.
  • Пантелеев Ю. А. Любимец флота. Флагманы. Москва. 1991 г.
  • Зонин С. Служение отечеству. «Морской сборник» № 8 1989 г.
  • Петросян В.Н. Адмирал Л.М. Галлер http://flot.com/

Уважаемый читатель, напишите в комментариях Ваше отношение к жизненному пути и деятельности Льва Михайловича Галлера. У него нет ярких героических подвигов, но вся его жизнь была отдана флоту и во многом определяла как его становление в 20-х годах, так и боевую деятельность во время войны. Ваше мнение будет интересно всем!